В Жамбылской области наращивают транспортный потенциал
Новую дорогу, протяжённостью 12 километров, строят на участке республиканского значения Алматы-Ташкент-Термез. Трасса проходит через старый перевал Куюк, сообщает корреспондент информационного агентства «Aulieаtanews». В сутки здесь проезжает около 35 тысяч автомобилей.
Поток достаточно большой, а дорога была в ямах и ухабах. Весной минувшего года тут планировали начать масштабную реконструкцию и даже определили подрядчика, но работа так и не сдвинулась.
— Был недобросовестный подрядчик у нас. Договор расторгли, он попал в чёрный список. В текущем году в мае заключен договор с компанией, в июне начаты работы. Верхний слой основания из высокопористого крупнозернистого асфальтобетона — 12 сантиметров, из нижнего слоя основания 10 сантиметров плотного асфальтобетонного покрытия и пять сантиметров щебёночно-мастичного асфальтобетона, — рассказал заместитель директора Жамбылского областного филиала «НК «ҚазАвтоЖол» Даурен Амренов.
Стоимость проекта капитальной реконструкции — почти семь миллиардов тенге. Средства выделяют частями. В строительных работах задействовано 150 человек и 80 машин спецтехники. Работы ведут по графику и даже на опережение — 6,5 километра из 12 уже построили. Трасса относится ко второй категории.
Высота дорожного покрытия — 27 сантиметров. Асфальт укладывают в три слоя с применением геосетки, которая должна предотвратить образование трещин и просадок. По этой трассе будут ездить большегрузные автомобили, поэтому строительство ведется на совесть.
Капитальную реконструкцию на участке республиканского значения Алматы-Ташкент-Термез намерены завершить до конца следующего года. Эта трасса разгрузит основную дорогу через перевал Куюк.
Наличие хороших дорог сегодня важно, кроме прочих факторов, также из-за повышения мобильности населения. Все больше жителей региона живут в одном населенном пункте, а на работу ездят в другой.
По данным Бюро национальной статистики индекс физического объема секции «Транспорт и складирование» за январь-сентябрь этого года в РК составил 121,2 процента к аналогичному периоду прошлого года. Это один из самых высоких показателей за последние годы.
Новые дороги способствуют экономическому росту, улучшению логистики и снижению транспортных издержек, развитию туризма и интеграции региона в республиканские и даже международные транспортные системы. Улучшенная инфраструктура сокращает время в пути и транспортные расходы, способствует развитию деловой активности и торговли, особенно в сельских районах. Поэтому неудивительно, что, по данным Бюро национальной статистики , за девять месяцев транспортом перевезено 853,5 миллиона тонн грузов, что на 9,1 процента больше, чем годом ранее. Грузооборот вырос на 12,1 процента, пассажирские перевозки — на 11,4 процента в сравнении с тем же периодом 2024 года. Пассажирооборот увеличился на 8,8 процента.
В этих достижениях есть доля и Жамбылской области, через которую проходят два основных транзитных коридора: Западная Европа-Западный Китай и южный маршрут Трансазиатской железнодорожной магистрали.
По информации руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Мурата Саурыкова, в текущем году в регионе на развитие дорожной отрасли выделено 28 миллиардов тенге.
На эти средства построено 17,7 километра новых дорог, реконструируется восемь километров дорог, а также проводится средний ремонт 440,5 километра дорожного покрытия. Ведётся строительство шести мостов. Один из них — путепровод на улице Абая.
— Стоимость проекта — 16,9 миллиарда тенге. На сегодняшний день выделен один миллиард тенге из местного бюджета, — сообщил главный специалист отдела управления пассажирского транспорта и автодорог Дархан Абдуанов. — Кроме того, в Таразе начата реконструкция трёх улиц: Аскарова, Койгельды и Рысбек батыра.
В целом, в дорожной сфере в регионе шла реализация 184 проектов, из которых 136 уже завершены. По остальным 48 работы продолжаются.
В Жамбылской области уже не первый год активно строят дороги. Цель — не только улучшить их состояние, но и обеспечить безопасность.
Так, в 2021 году благодаря улучшению качества дорог и применению современных технологий, удалось резко снизить количество ДТП на 23 процента, а число травмированных и погибших -на 28 процентов и 10,4 процента соответственно.
Поэтому исполнительные органы усилили контроль за качеством дорожных работ, привлекая к проверкам Национальный центр качества дорожных активов. Специалисты центра в нынешнем году провели 42 проверки на 24 объектах и отобрали 149 проб. Из них 31 проба признана соответствующей требованиям, по 52 продолжаются испытания, а в 66 пробах выявлены несоответствия.
Ранее антикоррупционная служба также выявляла нарушения, связанные с отсутствием обязательных гарантийных сроков в некоторых договорах, что позволяло подрядчикам избегать ответственности. Сейчас местные власти тщательно следят за соблюдением сроков и высоким качеством строительства, и подрядчикам уже приходилось переделывать работы из-за несоответствия требованиям
На содержание дорог местного значения в текущем году предусмотрено 385,5 миллиона тенге, привлечены 27 подрядных организаций и 178 единиц техники.
На первый план наряду с соблюдением сроков и качества дорожных работ выходит обеспечение безопасности дорожного движения в зимний период. По данным на начало октября было заготовлено 7075 тонн песка и 860 тонн соли.
По словам директора областного филиала АО «ҚазАвтоЖол» Айжан Тугановой, готовность к зимнему содержанию республиканских дорог составляет 98 процентов.
 
			