В целях цифровизации страхового сектора
Сфера финансов многим людям кажется очень сложной. Каждый день в ней появляются новые технологии, решения и продукты, а с ними – новые термины и требования. Но, вместе с тем, в мире современной экономики и технологий сфера финансов, которая порою не всем понятна, является важной составляющей нашей ежедневной жизни. Поэтому, не нужно пугаться нового, а лучше во всем разбираться. Вот и получается, что в наш стремительный век все мы немного финансисты. Тем более, что мир финансов способен помочь людям быстро найти полезную информацию, получить необходимые знания и применять их в жизни. А имея финансы и зная как их зарабатывать, мы должны уметь защищать наши деньги и объекты недвижимости, для чего нам и необходимо знать все о страховой отрасли и ее преимуществах. Ведь заработать и приобрести имущество и ценности одно, а умение их правильно застраховать другое, сообщает информационное агентство «Aulieatanews».
Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова провела встречу с участниками страхового рынка по обсуждению приоритетов политики надзора за сектором на 2024 год. Встреча прошла с участием представителей Ассоциации финансистов Казахстана, руководителей страховых организаций и Фонда гарантирования страховых выплат, а также страхового омбудсмана.
По итогам 2023 года все основные показатели страхового сектора показали рост. Также сформирован значительный запас прочности показателей капитализации и ликвидности.
На начало 2024 года активы страховых организаций составили 2,49 трлн. тенге, увеличившись за год на 20,7%. Обязательства увеличились до 1,59 трлн. тенге, что на 23,2% больше показателя прошлого года. Объем страховых премий достиг 1 трлн. тенге. В 2023 году объем страховых выплат по сравнению с прошлым годом увеличился на 43,7% и составил 274 млрд. тенге.
Используя методологию SRES (Supervisory risk evaluation system), включающую качественную и количественную оценку рисков, регулятор установил уровень надзорного внимания в отношении страховых организаций. В частности, 2 страховым организациям – экстремальный надзор, 3 организациям – интенсивный надзор, 7 организациям – детальный надзор, 5 организациям – контроль, 8 организациям – стандартный надзор. На основе этой оценки в этом году будут определены вид и интенсивность надзора за страховыми организациями. В процессе надзора активно используются результаты рассмотрения жалоб и обращений потребителей страховых услуг, поступающих к страховому омбудсману и агентству, а также методы сбора данных из открытых источников (Open Source Intelligence), включая анализ Судебного кабинета, мнений страхователей и новостных порталов.
В 2024 году агентство намерено продолжить работу по совершенствованию модели риск-ориентированного надзора, принимая во внимание действия деятельности участников страхового рынка. Это позволяет обеспечить контроль над различными аспектами их деятельности, включая отношения с клиентами, контрагентами и конкурентами. В прошлом году Всемирный банк провел оценку на предмет соответствия казахстанского законодательства основным принципам страхования (ICP), установленным Международной ассоциацией страхового надзора (IAIS) в рамках программы совместных экономических исследований (JERP) в стране. В соответствии с этой оценкой соблюдаются 14 из 25 принципов. В этом году агентством проводится работа по выполнению рекомендаций экспертов в части внедрения принципов справедливого отношения к клиентам, установления ответственности руководителей страховых организаций по разработке страховых продуктов с учетом интересов различных категорий потребителей и урегулированию претензий потребителей.
В связи с обеспечением финансовой устойчивости страховых организаций будет продолжена системная работа по внедрению международного стандарта Solvency II. Требования к капиталу (SCR) и собственным средствам организаций могут измениться. Для этого планируется проведение тестовых расчетов.
17 контроль представления финансовой отчетности по МСФО (международному стандарту финансовой отчетности) также является приоритетным направлением надзорной политики. Сегодня у страховщиков нет автоматизации финансовой отчетности по МСФО 17, а для внедрения индивидуальных IT-решений требуются значительные расходы. Поэтому в этом году агентство совместно со страховыми организациями рассмотрит возможность внедрения единой автоматизированной системы, включая облачные вычисления, для моделирования и расчета набора показателей, необходимых для удовлетворения требований МСФО 17. Это облегчает финансовую нагрузку на каждого участника и обеспечивает прозрачность и достоверность финансовой отчетности. Цифровизация страхового сектора по-прежнему остается главным преимуществом для регулятора.
Одним из фундаментальных нововведений этого года стало введение упрощенного порядка регулирования страхового случая (Еврохатема) по онлайн – регулированию страховых случаев по всем обязательным видам страхования и обязательному автострахованию. Потребитель может предоставить заявление и документ для получения страховой выплаты через сайт страховой организации, не посещая офис. Весь этап процесса урегулирования страхового случая от обращения до выплаты отражается в личном кабинете потребителя и регистрируется в единой базе данных по страхованию. Граждане могут подать заявление на получение страховой выплаты в ускоренном режиме через мобильное приложение (Еврорехт). В январе т.г. оформлено 423 случая Еврохарактеристики, произведено 223 страховых выплат на общую сумму 41,6 млн. тенге. Средний платеж составил 187 550 тенге, средний срок регулирования – 5 дней.
В 2024 году агентство, совместно с участниками рынка, рассмотрит варианты создания электронных площадок (маркетплейс) для предоставления потребителям всего спектра страховых услуг. Это повышает осведомленность клиентов о предложениях страховой организации, а позволяет страховой организации учитывать персональные интересы клиентов при разработке страхового продукта. Ожидается, что в ближайшее время в стране важным приоритетом будет внедрение страхования от аварийных рисков.
В 2024 году будет проведена работа по определению механизмов имущественной защиты населения в случае возникновения аварийных событий с привлечением международных экспертов (определение модели страхования, разработка дорожной карты и законодательных поправок). Участники встречи обсудили и другие актуальные вопросы по совершенствованию пруденциального регулирования страховых организаций, развитию цифровизации страховых услуг, автоматизации в рамках стандарта МСФО 17.
Такие встречи в наше время должны проводиться как можно чаще, чтобы нести гражданам важную и ценную информацию по оказанию страховых услуг, их цифровизации. Они помогают людям повышать свою грамотность, получать полезную информацию, которой в дальнейшем они обязательно воспользуются.